ГК «Элемент» начнет поставлять электронику для российского электромобиля «Атом», разработку которого ведет компания «Кама». В планах компаний – наладить совместную разработку электронной компонентной базы (ЭКБ) широкого применения для электромобилей. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель «Элемента». Представитель «Камы» подтвердил планы по сотрудничеству.

У «Элемента» уже есть линейка электронных компонентов для автопрома (различные микросхемы), которые производятся на принадлежащем ГК зеленоградском заводе «Микрон». Для «Атома» список компонентов будет расширен за счет разработок «Элемента» в части силовой электроники на основе карбида кремния, таких как транзисторы, силовые диоды, силовые модули и преобразователи. Эти устройства используются в управлении электродвигателем и зарядной инфраструктуре.
Карбид кремния – это материал с высокой температурной стабильностью, прочностью и механической стойкостью, электропроводностью, при использовании которого можно добиваться меньших потерей мощностей, пояснил представитель «Элемента». Он добавил, что «проектная мощность нового предприятия в Зеленограде составит 100 000 пластин на кремнии и 40 000 пластин на карбиде кремния в год».

По данным источника, знакомого с планами компании, производство новых компонентов силовой электроники может начаться уже в 2025 г.

Стартап «Кама» был основан в 2021 г. гендиректором «Камаза» Сергеем Когогиным и Рубеном Варданяном (с конца сентября 2023 г. находится под арестом в Азербайджане). Они же стали первыми инвесторами, вложив в него по 360 млн руб. Основной проект стартапа – разработка отечественного компактного (до 4 м в длину) электрокара «Атом» на модульной платформе, производство намечалось на 2025 г. В 2022 г. в стартап вложилась структура «Росатома» «Рэнера» – отраслевой интегратор в области систем накопления энергии.

Сейчас «Кама» проводит испытания собственной платформы на функциональных прототипах, рассказал представитель этой компании. Запуск серийного производства «Атомов» на столичном заводе «Москвич» планируется в середине 2025 г. Объемы производства электрокаров представитель «Камы» не раскрывает.
«Все ключевые технологические решения и элементы разрабатываются и будут производиться в России, – отметил собеседник. – На данный момент практически все поставщики уже определены».

Согласно стратегии развития автомобильной промышленности России до 2035 г., разработанной Минпромторгом, к 2035 г. производство электромобилей в стране составит 289 000 шт.

О том, что «Элемент» займется производством силовой электроники, которая может использоваться не только в электротранспорте, но и в бытовой технике, телекомоборудовании и проч., писал «Коммерсантъ» в конце марта 2024 г. По данным издания, группа планировала вложить в запуск производства 20 млрд руб.
По данным «Элемента», в 2018–2022 гг. объем потребления силовой ЭКБ и модулей в России рос в среднем на 10%, достигнув 23,7 млрд руб. в 2022 г. «В этот период спрос на российском рынке удовлетворялся преимущественно за счет импортных поставок», – отметил представитель компании. По прогнозам группы, в перспективе потребление силовой ЭКБ и модулей в пересчете на пластины будет расти в среднем на 4% в год.

Мировой рынок силовой ЭКБ и модулей в 2018–2022 г. рос в среднем на 1,7% в год и составил $22,2 млрд, согласно данным Yole Intelligence. «Элемент» планирует войти в пятерку крупнейших производителей силовой электроники в мире, отмечал президент группы «Элемент» Илья Иванцов.

Рынок силовой электроники в России представлен весьма скромно. «Отдельные производители делают отдельные комплектующие для электромобилей», – рассказал «Ведомостям» независимый аналитик, автор Telegram-канала RUSmicro Алексей Бойко. По его словам, большинство компонентов закупается в Китае.
Бойко отмечает, что производство силовой электроники сложнее, чем электроники других классов. «К компонентам для электромобилей предъявляются особые требования – например, повышенной энергоэффективности, широкого температурного диапазона, способности работать с большими токами и высоким напряжением, – рассказал эксперт. – Поэтому для них часто используются другие материалы, например тот же карбид кремния и нитрид галлия. Крупных фабрик для изготовления таких пластин в России я не знаю».

В России можно найти серийное производство практически всех электронных блоков управления для автотранспорта, в том числе и для электробусов и электромобилей, не согласен с Бойко исполнительный директор ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» Дмитрий Корначев. «Идет поэтапный переход на российские компоненты, и в отечественных блоках уже можно найти российские резисторы, печатные платы, конденсаторы, а в ближайшие месяцы должны начаться серийные поставки активных компонентов и модулей», – рассказал он. Среди ключевых поставщиков электронных блоков Корначев назвал НПП «ИТЭЛМА», «Автоэлектронику», «Новые решения драйва» и многие другие.

«После 2022 г. отрасль перешла на санкционно стойкую компонентную базу, и сейчас ведется работа по углублению компетенций и уровня локализации изделий, – отметил Корначев. – В связи с ростом доли автомобилей китайских брендов на российском рынке значительная доля компонентов для них закупается в Китае. Но мы видим потенциал кратного роста внутреннего рынка автоэлектроники за счет локализации данных машин, а также создания новых российских автомобилей, в том числе электромобилей».

По данным Корначева, на долю электротранспорта в России сейчас приходится около 3% от общего объема спроса на автоэлектронику. Но он ожидает, что к 2035 г. электротранспорт будет потреблять «до половины спроса».

Как рассказал «Ведомостям» представитель Минпромторга, сейчас в России на различных этапах внедрения находится более 20 ключевых видов электронных компонентов и более 100 типономиналов для этой отрасли. Также поставляются пассивные компоненты, в частности резисторы, конденсаторы и печатные платы.
«Ожидается рост уровня локализации навигационных систем за счет применения российских навигационных модулей, ПАВ-фильтров и иных компонентов», – подчеркнул представитель Минпромторга. По его словам, в России в 2022–2024 гг. полностью закрыта потребность в основных электронных блоках управления для автотранспорта, а к 2025 г. при поддержке Минпромторга на рынке серийно появятся российские разъемы.