Медиацентр
Медиацентр

Медиацентр

Все

ГК «Элемент» увеличила долю в МФТИ-Телеком

20.01.2025
Источник: Ведомости
Компания начнет проектировать решения для производителей телекомоборудования

Разработчик и производитель микроэлектроники группа компаний «Элемент» приобрел суммарно 50% долей дочерней компании Московского физико-технического института (МФТИ, Физтех), которая предоставляет услуги интернет-провайдера в подмосковном Долгопрудном – ООО «МФТИ телеком». Такие данные следуют из системы «СПАРК-Интерфакса», факт сделки «Ведомостям» подтвердил представитель «Элемента».

Летом 2024 г. «Элемент» заключил соглашение с МФТИ о создании совместного предприятия, а к концу года приобрел суммарно 50% долей провайдера вуза, уточнил представитель группы. С появлением «Элемент» в составе акционеров «МФТИ телеком» изменит направление деятельности и сфокусируется на проектировке решений для производителей телекомоборудования с использованием отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ) - в частности, блоков и модулей, продолжил он.

Физтех продолжает владеть остальными 50% «МФТИ телекома». Институт зарегистрировал юрлицо своего провайдера в июне 2021 г., следует из системы СПАРК. В том же году чистый убыток «МФТИ телекома» составил 35 000 руб., в 2022 г. он сократился до 28 000 руб., а в 2023 г. снова вырос до 120 000 руб., сказано там.

В июле 2024 г. «Элемент», выступающий в структуре АФК «Система» как субхолдинговая компания для консолидации пакетов акций и долей некоторых дочерних предприятий, нарастил свой уставный капитал на 3,4 млрд руб. На это обращает внимание консультант по финансированию и структурированию сделок Александр Волчков со ссылкой на отчетность «Элемент». Уже в августе «Элемент» приобрел 36% в «МФТИ телекоме», а в ноябре довел долю владения до 50% и, скорее всего, доведет ее в будущем до 100%, допускает он.

Стоимость сделки «Элемент» не раскрывает. В самом оптимистичном сценарии, по мнению Волчкова, она могла составить 3,4 млрд руб.
«Элемент» взаимодействует с ведущими российскими техническими вузами, в том числе через создание совместных предприятий (СП), пояснил представитель группы. По его словам, такое сотрудничество помогает «Элементу» объединить научный потенциал вузов с экспертизой группы в организации производственных процессов.

Например, у «Элемента» есть дизайн-центр на базе Томского государственного университета. В нем в 2025 г. российский производитель телекомоборудования «Иртея»  (входит в компанию МТС, принадлежит АФК «Система») планирует тестировать компоненты базовых станций, писали «Ведомости».

Результаты совместного производства МФТИ и «Элемента» могут появиться уже в ближайшие два года, ожидает представитель группы. Фокус будет направлен на разработку комплексных решений. Разработки «МФТИ телекома» на базе отечественной ЭКБ будут интересны российским вендорам оборудования для развития сетей на современных стандартах связи, добавил он. Как писали «Ведомости» в декабре 2024 г., ряд отечественных компонентов телекомпроизводители уже используют. Сюда относятся, например, российские микроконтроллеры «Амур» от «Элемента», которые стоят в базовых станциях «Иртеи».

Наиболее ценным в партнерстве вуза и группы является использование компетенций и наработок МФТИ для создания решений на базе российских компонентов для производителей телекомоборудования, говорит руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами «Альфа-капитала» Александр Абрамян. Такие решения могут быть востребованы у производителей базовых станций, которые получат современные устройства с необходимым уровнем локализации особенно в условиях импортозамещения и с целью развития технологического суверенитета, говорит он.

Российские вузы не часто продают доли в своих компаниях, сказал замдиректора Центра компетенций Национальной технологической инициативы по большим данным на базе МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Тростьянский. С ним также соглашается декан факультета технологического менеджмента и инноваций университета ИТМО Андрей Анфиногенов.

Как правило, малые инновационные предприятия (МИП) вузов занимаются IT и инжинирингом, говорит Тростьянский. Университеты продают доли своих «дочек» скорее не для заработка, а для усиления партнерства с компанией-приобретателем, продолжает он. По его словам, такие сделки также позволяют вузу доказать востребованность его разработок.

При этом часто вузы не умеют эффективно управлять своими МИПами, сказал Тростьянский. Для реализации подобных проектов университетам нужно иметь опыт в корпоративном управлении, финансовой аналитике и др., объясняет Анфиногенов. Как правило, подобные процессы для вузов ведут дочерние предприятия или фонды выпускников университета, поддерживающих начинания в вузе.
В МФТИ не ответили на запрос «Ведомостей» о параметрах сделки.


Подробности: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2025/01/20/1087078-gk-element-kupila-50-internet-provaidera-ot-mfti